Уфимцы оказались на уровне!


Владимир Кобекин

23 апреля в концертном зале Училища искусств прошёл концерт современной музыки. Именно так – не музыки башкирских композиторов, что звучит для уфимского уха более привычно, а – современной отечественной музыки. И вот когда в этом ряду сочинений, отобранных, между прочим, из числа многих возможных, звучит и наша, созданная, как говорится, «на соседней улице» - мы гордимся, конечно, и радуемся. Так вот, в тот вечер в зале собралась очень любопытная публика. Здесь были дети тинейджерского возраста из Среднего специального колледжа, композиторы, музыковеды, журналисты, а также гости нашего города. Это замечательный композитор родом из Екатеринбурга, но известный уже давно всей России – Владимир Кобекин, автор нашумевших опер, поставленных и в его родном городе, и в Новосибирске, и в Саратове… Всего около 20 опер им создано. При близком общении он оказался очень доступным и обаятельным человеком невысокого роста с длинными, до плеч, седыми волосами и молодой улыбкой. Игорь Кефалиди – маститый композитор, возглавляющий лабораторию электронной музыки в Московской консерватории им. Чайковского – не редкий гость в Уфе. Он приезжает сюда, как правило, в конце учебного сезона, на выпускной экзамен кафедры композиции УГИИ им. Исмагилова, в качестве председателя госкомиссии. И третьим гостем этого мини-фестиваля современной музыки стал ещё один композитор, мало кому известный в Уфе, Владимир Качесов, практикующий в основном в так называемых «лёгких» жанрах, а конкретнее – в жанре мюзикла и комической оперы, что не мешает ему писать камерные и симфонические вещи. Качесов возглавляет музыкальный цех театра «Кремлёвский балет», выглядит импозантным столичным артистом и, по всей видимости, визит в Уфу доставил ему радость знакомства с уфимской публикой и коллегами. Сам концерт получился на редкость удачным, за что мы, конечно же, должны уже в который раз благодарить нынешнего председателя СК РБ Лейлу Исмагилову, за её подвижнический темперамент, искреннее желание «продвигать» современную музыку и поднимать престиж башкирского Союза композиторов, несмотря на трудные условия, в которых он оказался из-за экономического кризиса. На этот раз, судя по уровню звучавшей музыки, отбор сочинений происходил более тщательно, чем это бывало во время подготовки прежних подобных мероприятий. За пультом стоял молодой дирижер, выпускник уфимской ССМК, УГАИ им. Исмагилова и Санкт-Петербургской консерватории Камиль Абдуллин.


Фарадж Караев

По общему мнению, исполнение Шестой симфонии Рафаила Касимова, единственной из десяти созданных им великолепных сочинений в этом жанре – с программным заголовком «Мир и война сына Юлая – Салавата» - было более успешным, чем на премьере в 2005-м. Дирижёр, для которого родная история так же интересна, как и для автора симфонии, сумел глубоко проникнуть в замысел, убедительно выстроить драматургию с её долгими динамическими подъемами и спадами, батальными эпизодами и островками затишья. Второе сочинение из местной композиторской «обоймы» - «Эквилибриум» Валерия Скобелкина – отличного знатока оркестровой техники, своеобразного «игрока в бисер» на оркестровом поле – тоже прозвучало более качественно, чем во время премьеры год назад. Разошлись мнения наиболее компетентной части слушателей по поводу приезжих композиторов. Кому-то показалось излишне статичным сочинение Игоря Кефалиди для струнных и электронных звуков, кто-то решил, что Постлюдия для малого оркестра «по мотивам» моцартовской Lacrimosa – пример использования приёма, давно себя исчерпавшего на мировом поле композиторской деятельности. Однако, всё же большей части критиков и композиторов, а также студентов и юных музыкантов названные сочинения показались изысканными по форме и стилю, глубокими по содержанию, а тот поиск смысла жизни и смерти, что продемонстрировал Фарадж Караев в своей Постлюдии – необычайно тонким и красивым. Кефалиди также вызвал самые положительные отзывы у той части публики, что знакома с электронно-акустическими экспериментами в современной музыке и способна их грамотно оценить. «Всадник» В.Кобекина – более демократичное сочинение, в ясной трехчастной форме с соло саксофона в середине и азартной ритмикой основных частей. Сам автор раскрыл секрет названия – это первая пьеса из задуманного, но пока не полностью осуществлённого цикла «Четыре всадника из Апокалипсиса». «Каприччио №1» В.Качесова для фортепиано с оркестром, где партию соло исполнила наша великолепная молодая пианистка, композитор и просто невероятно ищущий и активный творческий деятель Шаура Сагитова, вызвало сложные чувства. Музыка Качесова выглядела слегка инородно в этом ряду технически изощренных и глубоких сочинений. Качесов -композитор, пишущий для более массового слушателя, скорее развлекательную и слегка салонную музыку. Тем не менее, сочинение выглядело эффектно и автору воздали должное горячими аплодисментами. Так прошёл этот оригинальный и памятный вечер, продолжающий «многоконцертную» и совершенно необходимую местным музыкантам и любителям акцию знакомства с реальной, рождающейся на наших глазах современной музыкальной культурой. Продолжение следует, следите за афишами!