Вечер второй


Занял концертную площадку зала Уфимского училища искусств. Здесь было заявлено несколько сочинений для оркестра, в том числе композиторов из Южной Кореи, Казахстана и Китая. Большая часть времени концерта была посвящена исполнению великолепного

Концерта для арфы с оркестром Бориса Тищенко, который создал его в 70-е годы как свадебный подарок невесте – арфистке Ирине Донской, приехавшей в Уфу, чтобы исполнить его с Национальным симфоническим оркестром. Сочинение произвело сильнейшее впечатление на

публику. В нем всё было исключительно: сам характер мышления, красота и изобретательность музыки, ничуть не утратившей свежести звучания за сорок прошедших лет, неожиданные оркестровые эффекты, совершенно новое для нас звучание арфы, из которой было извлечено, казалось, всё, на что может быть способен этот инструмент Во втором отделении кроме других сочинений оркестр исполнил «Симфонические фрески» Рашита Калимуллина – лидера татарского СК, возглавившего недавно российский Союз композиторов. Музыка упругой, мощной силы, динамичная, театральная - удачно разрядила впечатление от более напряженных и концептуальных партитур. Речь идет в том числе о сочинениях двух башкирских композиторов «первого ряда» - Лейлы Исмагиловой и Рустэма Сабитова.

Р.Сабитов впервые представил свою Пятую симфонию, над которой работал последние годы. В определенной степени это сочинение оказалось продолжением его фортепианного квинтета «Отчаяние», когда-то потрясшего слушателей силой выраженного в нем трагического

мироощущения. Музыка симфонии полна тревожных, жутковатых и даже катастрофических звучаний.

«Мантры» - так называется небольшое сочинение Лейлы Исмагиловой, написанное по образцу древнего ритуального искусства, предназначенного для обращения людей к языческим божествам. Оно было создано для балета «Аркаим», с неизменным успехом идущего на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Мужской хор театра (рук. Александр Алексеев) и оркестр исполнили «Мантры» в концертном формате, их музыкальный язык выделялся из общего ряда почти космической отрешенностью, нарочитой статичностью.

«Танец огня» китайского композитора Цзо Чжень Гуаня из балета «Течёт речка» уже исполнялся в Уфе. Это балетная музыка, выражающая тот европейски ориентированный путь китайской музыки, который еще достаточно молод.

Сочинение Чольву Давида Ли было исполнено впервые в присутствии самого автора, приехавшего ради такого случая в Уфу из Южной Кореи. Это был фрагмент оперы «Парная лилия», повествующий о житии святых. Накануне композитор слышал исполнение своего хорового

сочинения с таким же названием и остался доволен качеством исполнительского мастерства уфимских коллективов.