Музыка без границ


Евразийская концепция II Международного фестиваля современной музыки, состоявшегося в Уфе, продемонстрировала безграничные возможности музыкального искусства нести радость общения и взаимопонимания разных народов мира в контексте звукового пространства.

Мировое значение этого события невозможно переоценить. Фестиваль объединил полифонию стилей произведений композиторов Юго-Восточного и Среднеазиатского региона с европейской канвой сочинений российских и западноевропейских авторов, выявив в многообразии единство, и в то же время самобытную неповторимость представленных культур.

Программа фестиваля включала сочинения представителей дальнего и ближнего зарубежья: Турции, Южной Кореи, Аргентины, Италии, США, Чехии, а также Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и представителей Башкортостана, Татарстана, Мари Эл и разных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нальчика и др,

Масштабность культурного события, проходившего в течение трех дней с 15 по 17 ноября 2018 года, была подчеркнута тематическим и жанровым разнообразием сочинений. Программа фестиваля включала симфонические, хоровые и камерно-инструментальные опусы.

Первый день фестиваля. На симфоническом концерте исполнялись, покорившие разнообразием красок сочинения авторов из стран Азии. Ассоциации с роскошным восточным «ковром», пронизанным солнечным светом и переливающемся всеми «цветами» звуковой палитры, вызвали увертюры «Турецкий праздник» Сардара Фараджова (Азербайджан), с «янычарским» оттенком оркестровки, и «Праздничная» Муратбека Бегалиева (Кыргызстан).

Поэтической утонченностью, эмоциональной глубиной осмысления тематики отличались сцены из балета «Любовь и смерть» композитора Чоу Ву Давид Ли из Южной Кореи, вызывая ассоциации с изящной техникой живописи художников Востока.

Драматической вершиной вечера симфонической музыки стали: воплотивший острую боль утраты, своего рода трагический плач «Жертвы Ходжалы» Балнур Кадырбек, посвященный незабываемым событиям гибели народа Казахстана. Глубиной философско-драматического пафоса, психологизмом монологического высказывания и обостренностью поэтики современного языка, виртуозным владением арсеналом технических средств современной композиции покорил Скрипичный концерт Лейлы Исмагиловой (Башкортостан) в интерпретации лауреата международных конкурсов, солиста Руслана Ишмаева. Лирические образы получили глубоко-индивидуальное преломление в Первой симфонии турецкого автора Тургая Эрденера. Насыщенные эпико-драматической динамикой движения и предчувствием надвигающихся глобальных конфликтов и битв отличались «Симфонические танцы» татарского композитора Рашида Калимуллина. Эпико-симфонической поэме «Ветер Евразии» Рафаэля Касимова были присущи зримая театральность образного строя и размышления о исторической судьбе народа, навеянные легендарным прошлым.

Блестящим выражением современного иронического взгляда на действительность стала, воссозданная через призму нео-античной тематики, симфоническая поэма «Золотой трон Гефеста» Валерия Скобёлкина (Башкортостан).

Отметим плодотворную работу и продуманную интерпретацию прозвучавших сочинений дирижером Камилем Абдуллиным и коллективом Национального симфонического оркестра РБ.

Второй день фестиваля. Яркое впечатление оставил концерт хоровой музыки, исполненный Государственной академической хоровой капеллой имени Т. Сайфуллина РБ и хором студентов УГИИ имени З. Исмагилова под управление художественного руководителя и главного дирижера, лауреата Государственной молодежной премии им. Ш. Бабича РБ Алсу Хасбиуллиной. Программа вечера отличалась образно-жанровым разнообразием и стилистической многоплановостью современного языка. Западноевропейский и американский блок, избранных сочинений, отличался стремлением современных авторов к обновлению музыкально-выразительных средств католических духовных жанров (мессы, молитвы, хорала), опорой на истоки массовой музыкальной стилистики песни и танца, среди которых назовем «Фестивальную мессу» Джона Левитта (США), «Танго-мессу» Мартина Палмери (Аргентина), хоры Фабио Альберти (Италия) и Иржи Лаберда (Чехия).

Изобилием сонорных эффектов было насыщено сочинение «Аrirang Byeolgok» Шинджу Хонга (Южная Корея). Медитативно-созерцательный характер музыки покорил гармоничностью мироощущения и красотой звучания хора a cappella.

Патриотический пафос пронизывал хоровое полотно «Кыргызстан» Муратбека Бергалиева, гимном весеннему обновлению природы стала миниатюра «Spring of Hometown» Шинджу Хонга.

Как известно, национальным выражением чувства скорби явилась песня-плач в творчестве русских композиторов, черты которой воплотились в философских и символически-неоднозначных по смыслу хорах Юрия Евграфова «Ты забыла деревню» из цикла «Последний крик ястреба» на стихи И. Бродского и Настасьи Хрущевой «Счастье» на слова А. Фишева. Отличался своим печальным тонусом и хор Балнур Кадырбек «Жар-жар». Ее хоровая миниатюра «Кокпар» из «Этнологических зарисовок», «Колхозная застольная» Рафаэля Касимова и «Плясовая» из цикла «Фронтовые песни» Даниила Хасаншина (башкирских композиторов), отразили радостный взгляд на мир.

Поэтика природы, столь типичная для мироощущения башкир, нашла отражение в хоровых миниатюрах Нура Даутова («Урал тауышы»), Салавата Сальманова (части из цикла «Песни Зауралья»), Розы Сахаутдиновой («Третий день идет снег»), Ильдара Хисамутдинова («Дождь»).

Следует отдельно отметить огромную работу, проделанную хоровыми коллективами под управлением Алсу Хасбиуллиной. Все иностранные произведения и хоровые миниатюры башкирских авторов прозвучали на языках оригинала, отличались концептуальной продуманностью, опорой на академическую профессиональную традицию. Их исполнение получило не только высокую оценку гостей фестиваля, но и публики, свое восторженное отношение выражавшей криками: «Браво!».

Событием второго дня фестиваля стала научно-методическая конференция «Национальные композиторские школы в ХХI веке». Доклады участников представили широкую панораму ведущих тенденций развития творчества представителей Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Башкортостана на современном этапе в различных жанрах инструментальной, вокально-хоровой и театральной музыки. Вопрос популяризации творчества современных композиторов данных стран и в широком смысле академической профессиональной музыке был раскрыт на примере проведения различных культурных мероприятий: музыкальных форумов, фестивалей проходящих в разных странах, на которых звучат академические, фольклорные и джазовые композиции. Активную позицию в этом плане занимает Азербайджан, приглашая участвовать в музыкальных форумах известных в мире исполнителей и творческие коллективы.

В конференции принимали участие музыковеды и композиторы: председатель Союза композиторов Казахстана Балнур Кадырбек, музыковед, доктор искусствоведения, проректор Бакинской консерватории Лала Гусейнова (Азербайджан), заведующая кафедрой истории музыки института искусств, профессор Светлана Платонова и музыковед-этномузыколог доцент Галиябану Ахмадеева (Уфа).

Третий день фестиваля. Завершил фестиваль современной музыки камерно-инструментальный концерт, программа его была составлена из сочинений разных составов молодых композиторов России и зарубежных стран, профессионально исполненных молодыми уфимскими музыкантами, работающими в составе ансамбля современной музыки «Самрау». Он создан лауреатом международных и всероссийских конкурсов, композитором и пианисткой Шаурой Сагитовой.

Программа музыкального вечера отличалась плюрализмом художественных точек зрения. Вместе с тем в творческих поисках молодых творцов можно выделить несколько магистральных образно-смысловых линий. Стремление осмыслить духовный контекст человеческого бытия отличал опусы Со Юнг Джонг («Flowr of Abyss», Южная Корея), Эльмиры Низамовой («Солнце. Луна. Истина», Татарстан), Магули Мезиновой («Efemernosti» Башкортостан), Натальи Прокопенко («Просветление», Москва), отразившие их увлечение буддизмом. Библейская тематика «Плача Иеремии» нашла выражение в экспериментальном сочинении Антона Светличного (Ростов-на-Дону). Оптимистическим тонусом пронизано «Размышление о мечте» кабардинца Мурата Кабардокова (Нальчик – Санкт-Петербург), Секстет «Простак-мудрец» Ирины Решетниковой (Уфа), иронический взгляд на мир определил настроение Скрипичной сонаты Фаниля Ибрагимова. Традиционная концепция европейского искусства «через драматические коллизии и жизненные невзгоды – к преодолению» нашла продолжение в произведениях Лидии Ризвановой и Альфии Хабировой (Башкортостан). Тема искусства привлекла внимание Виринеи Белоусовой, найдя претворение в частях из вокального цикла на слова В. Набокова. Столь актуальный ныне антифашистский пафос был заявлен в квартете Алины Ахметовой «Женщина из Освенцима №74233» (Уфа).

Обращает на себя внимание тот факт, что этнические истоки музыкального языка наиболее ярко заявили о себе в сочинениях маститых композиторов старшего поколения. Произведения молодых авторов отличало стремление с религиозно-философской точки зрения осмыслить современность в контексте космополитической стилистически, синтеза современных и академических приемов композиторской техники.

Высокими гостями II Международного фестиваля современной музыки Башкортостана стали: композитор, профессор университета Кемен, советник Международного фестиваля современной музыки в г. Тэгу директор Фонда культуры г. Тэгу Чоу Ву Давид Ли (Южная Корея); композитор, лауреат многочисленных международных премий, секретарь Союза композиторов Азербайджана Сардар Фараджов, музыковед, доктор искусствоведения, профессор, Бакинской государственной консерватории им. У. Гаджибекова, член правления Союза композиторов Лала Гусейнова (Азербайджан); композитор, председатель Союза композиторов Казахстана, лауреат Государственной премии страны, кандидат филологических наук Балнур Кадырбек (Казахстан), композитор, ректор и основоположник Национальной консерватории Кыргызстана, создатель Большого симфонического оркестра страны Муратбек Бергалиев. Они отметили замечательную организацию события, высокий профессиональный уровень сочинений композиторов РБ (произведения 16 авторов прозвучали в рамках программы фестиваля) и исполнителей Башкортостана, которые способны достойно представлять музыкальное искусство республики на мировом уровне. Посетив Башкирский государственный театр оперы и балета, гости из Азербайджана с удивлением отметили высокопрофессиональный уровень певцов и симфонического оркестра.

Все концерты фестиваля были записаны на видео и будут подарены представителям иностранных государств, с целью демонстрации событий Уфимского Фестиваля на телевизионных каналах их стран. Культурный обмен станет способствовать знакомству со II Международным фестивалем современной музыки РБ, состоявшемся в Уфе, и презентации исполненных произведений национальных композиторов разных государств, республик России и Башкортостана на международной арене.

Инна Половянюк


ВРЕМЯ РАБОТЫ

 

ПОНЕДЕЛЬНИК – ПЯТНИЦА

11:00–18:00

 

АДРЕС

 

8-347-251-63-99

skrb14@mail.ru

Юридический адрес: 

Республика Башкортостан, 450093,

г. Уфа, улица Гафури 6. ящ. 12

НАЙДИТЕ​ НАС

© 2014г. Союз Композиторов РБ